Евгения Яремчук - Фирменный стиль, Предметы интерьера, Наружная реклама
Витраж


Витраж (лат. Vitrum – стекло) – разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал. Искусство витража существует как само по себе – это панно, так и в союзе с архитектурными ансамблями. К витражу в наше время могут быть отнесены украшения проемов, окон, стен, отдельных изделий, созданные из стекла или из стекол плафоны, самостоятельные картины и т.д. Сейчас «витражи» переживают новый взлет своей истории.
Зачем нужен витраж? Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.
Если возникает необходимость оживить интерьер, создать что-то запоминающееся и, тем не менее, не кричащее, или же скрыть какой-нибудь дефект – витраж будет самым оптимальным и отнюдь не компромиссным решением.


Классические витражи - это самая старинная витражная технология. Первые письменные описания относятся к двенадцатому веку. Витражи набираются вручную, стеклянные детали скрепляются между собой свинцовым, латунным, медным или алюминиевым профилем. Широко используется патинирование под золото, серебро, старую бронзу. Роспись по стеклу представляет собой рисунок, наносимый на цельный кусок или фрагмент витража специальными красками. После этого стекло отправляется в печь, где происходит процесс спекания с краской. Такая краска не стирается, не тускнеет и не выгорает. Доказательством тому служат лики святых на витражах в средневековых храмах, выполненных в технике росписи, которая используется в случаях, когда в витражи необходимо <вписать> более сложный элемент, чем позволяет это сделать витражная техника, например портрет или какой-нибудь сложный узор. Роспись придаёт запечатлённым в стекле узорам рельеф и иллюзию объёма.

Сейчас чаще используют классические витражи в латунном, медном и других жесткометаллических профилях. И это вполне обоснованно, т.к. латунь является более жестким материалом и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять.

Витражи используются для заполнения больших по объему пространств. При этом степень риска, что изделие со временем деформируется, сводится к нулю. Также классические витражи изготавливаются также для мебельных фасадов, межкомнатных дверей.

Недостатки: классический витраж хрупкий, рисунок всегда ограничен и не может иметь мелких или чётко очерченных деталей. Он очень дорогой и требует значительного времени на изготовление.


Витражи в технике Тиффани. Это техника, названная по имени своего автора, американца Льюиса Комфорта Тиффани, представляет собой усовершенствованную классическую технологию, появившуюся в конце XIX века.
В соответствии с этой технологией изготовления витража из листов стекла по предварительно подготовленной схеме вырезаются фрагменты нужной формы и размера. Каждое из этих стеклышек обрабатывается по периметру на шлифовальном станке – они должны быть тщательно подогнаны друг к другу. После этого каждое стеклышко оборачивается по всему периметру торца лентой медной фольги, ширина которой несколько больше ширины стекла. Края ленты загибаются на плоскость  и спаиваются оловом с двух сторон по местам загибов. Толщина линий пайки может быть различной. В завершение витраж, как и в классической технологии, покрывается патиной для придания им красивого медного цвета.
Подобная технология прекрасно подходит для рисунка с тонкой деталировкой или же когда требуется создание сложных объемных форм. Благодаря легкости и изящности получившейся конструкции техника «тиффани» используются в различных декоративных элементах и сувенирах.
Витражи в технике "тиффани" универсальны и при этом не требуют особенного ухода – достаточно мыть их средствами без содержания  растворителей и щелочей и натирать их мягкой тряпочкой. Изящность линий пайки, причудливая деталировка и визуальный эффект обеспечили этой технологии создания витражей широкую популярность
Недостатки:
•    Высокая цена
•    Ограниченное количество цветов стекол


Витражи в технике «Фьюзинг»
«Фьюзинг» является одной из новейших витражных технологий. Суть ее выражена уже в самом названии: fusing в переводе с английского означает «спекание». В отличие от классических техник здесь не используется металлический каркас.
Фрагменты рисунка вырезаются по шаблону из цветных стекол и выкладываются на цельном прозрачном пласте стекла. Используются также стеклянные гранулы, шихты, дроты, иногда краски. В зависимости от задачи, применяется 2-3 слоя различных стекол. Затем будущий витраж помещается в специальную печь с температурой нагрева 750-850°, где все это спекается в единое целое.
При этом витражу можно придать различную толщину и форму, и фактуру: объемный или едва выпуклый, с растрескавшимися слоями или нет, четкими пятнами или смешанными. При желании витражу можно придать определенный рельеф (т.н. моллирование).
Витраж, изготовленный по технологии «фьюзинг», выглядит весьма современно, поэтому наиболее часто используется в интерьерах стиля хай-тек или постмодернизма. Они оригинальны, эффектны и разнообразны в применении.
Такие витражи зачастую применяются в качестве отдельных элементов интерьера: в окнах мебели, светильниках,  вставок в стене столешницы, при декорировании зеркал.
Недостатки:
•    Внутренняя сторона такого витража смотрится менее изящно, чем лицевая. Поэтому их нежелательно устанавливать во внутренних дверях или перегородках.
•    Чуть меньшая долговечность по сравнению с классическим витражом.