Евгения Яремчук - Фирменный стиль, Предметы интерьера, Наружная реклама
Фреска

Термин «фреска» происходит от итальянского выраже­ния «а fresco» — письмо по сырому, еще свежему извест­ковому грунту красками (пигментами), разведенными во­дой или краской. И сразу вспоминаются имена выдаю­щихся мастеров фрески Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева. Ведь это благодаря им и еще многим другим, чьи имена затерялись в веках и тысячелетиях, древнее искусство дошло до наших дней.

Прошли столетия, десятки столетий, но все так же на­сыщены солнцем, ярки, неповторимы краски настенных росписей Кносского дворца на Крите, все так же излучают мощную энергетику фрески эпохи Возрождения, эпохи, когда забота об убранстве дома, коллекционирование произведе­ний искусства почитались достойным занятием. Все так же величественны, звенящи своей глубиной фрески собо­ров Киевской Руси, впитавшие в себя византийскую тра­дицию. Причудливо-утонченно настенное убранство особ­няков времен модерна, уносящее нас в мир грез...

История фрескиимеет «седую бороду» и известна, пред­положительно, еще со II тыс. до н. э. Есть сведения, что этот вид росписи использовали еще в Эгейском искусстве. В наше время фреской стали называть практически любую стенную роспись, выполненную масляными, акриловыми, темперными красками по различным основам. Термин «фреска» стал расхожим и зачастую обозначает стенную живопись вообще. Истинное значение этого слова посте­пенно забывается, как забывается и сама технология ра­боты.

А между тем во все времена, начиная с античности, фреской называлась работа водяными красками (без свя­зующего) по свеженанесенному штукатурному грунту.

В свое время фреска была очень востребованной техни­кой живописи. Во многом способствовала этому доступ­ность исходных материалов (извести, речного песка, кера­мической крошки), а также долговечность фресковой жи­вописи. Ведь по замыслу древних строителей срок «жиз­ни» фрески должен быть равным амортизационным сро­кам службы сооружений, ограждающие конструкции коих послужили основанием для фрески. И для того чтобы фреска радовала не только нас, но и наших потомков, мастер, пишущий фрески, должен придерживаться как соблюде­ния техники росписи, так и повышенных требований к качеству оснований и их подготовке, к составам и компо­нентам штукатурных растворов и технике их нанесения, к обработке поверхности верхнего штукатурного слоя, щелочестойкости, светостойкости и дисперсности пигментов.

Правильно выполненная фресковая роспись не разру­шается, подобно темперной или масляной, ее не надо вре­мя от времени подновлять и переписывать, труд худож­ника-иконописца не рассыплется от ветхости спустя 10-20 лет, но сохраняется столетия и тысячелетия. Пример тому — росписи катакомб, фресковые ансамбли церквей Греции, Италии, Франции, Германии, России и других стран. Однако при этом стоит помнить, что фрески чув­ствительны к окружающим условиям и лучше всего они способны сохраниться только в сухом и теплом климате, как, например, в Италии.

Нужно учитывать также и то, что фреска - это очень трудоёмкий вид живописи, требующий величайшего твор­ческого напряжения, мастерства и, главное, — быстроты и точности в работе. Технология создания фресковых росписей как никакая другая технология художественного творчества буквально диктует мастеру, что, когда и как ему нужно делать. Особое внимание обращается на подбор состава известковых штукатурок, качество материалов, входящих в штукатурку, по которой исполняется фреска. Так, первейшим условием качественной работы в технике фрески является хорошо приготовленная известь. являю­щаяся основой штукатурного грунта, который наносят на кирпичные, каменные поверхности при соблюдении следу­ющих условий:

 

 

Ø       кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка выполняется обычно на известковых или смешан­ных растворах;

Ø       бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для ис­пользования под фресковую роспись из-за известковых солей, выделяемых во время твердения из цементных ра­створов. Непригодны и поверхности из шлакобетона, со­держащие сернистые соединения. В этих случаях делают защитную облицовку с укладкой керамических пористых плит с водонепроницаемой изоляцией или воздушной про­слойкой между плитами и бетоном или же отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обязательным образо­ванием воздушной прослойки толщиной 2-3 сммежду бетоном и штукатуркой;

Ø           поверхности из природного камня      неплотного изве­стняка, туфа и песчаника — лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработа­ны бучардой для более прочного сцепления со штукатур­кой...

 

 

Для оштукатуривания под фреску применяют извест­ковые растворы с использованием воздушной строитель­ной извести первого сорта с содержанием оксида маг­ния не выше 3%. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для осо­бо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется использовать наиболее чистые разновид­ности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция около 99%. Напол­нителем для раствора служит промытый речной песок различного зернового состава в зависимости от назна­чения раствора.

Кроме этого, в качестве наполнителей может служить квар­цевый песок, порошок известняка, дробленый кирпич или ке­рамика, иногда в состав грунта включают органические добав­ки, например, солому, лен, пеньку и т.д. Наполнители пре­дохраняют штукатурку, которая накладывается, как прави­ло, в несколько слоев, от растрескивания.

 

 

Раствор для нижнего слоя грунта(части по объему):

известь-тесто (влажностью 55%) — 1, речной песок — 3.

          Способ приготовления.В растворосмеситель загружа­ют известь-тесто, вливают воду и во время перемешива­ния вводят песок. Перемешивают состав до однородного состояния. Приготовленный состав допускается хранить не более 2-3 суток, защищая его от высыхания.

 

 

Раствор для верхнего накрывочного слоя(части по объему):

известь-тесто (влажность 55%) — 1, кварцевый песок или мраморный песок — 2-2,25.

           Способ приготовления. Раствор готовят также как и предыдущий состав.

Примечание.

1. В случае применения высокосортной жир­ной извести из   мрамора количество напол­нителя может быть увеличено по составу предыдущего раствора до 3,5 части, а по составу этого раствора до 2,5 части.

2.  При использовании для верхнего слоя в качестве наполнителя мраморной пудры раствор готовят в соотношении 1:1,5 или 1:1.

 

 

Вместо мраморного песка можно применять чистый квар­цевый песок равномерной зернистости с размером зерен до 0,3 мм. Для получения очень гладкого лицевого слоя ис­пользуют мраморную пудру, просеянную через сито с 900-1600 отв./см2.

Штукатурные растворыготовят с различным соотно­шением извести и наполнителя в зависимости от зерново­го состава песка и назначения раствора.

Очищенную от грязи и пыли поверхность накануне про­изводства работ обильно смачивают. Смачивание повто­ряют за 1 — 1,5 ч до начала работ.

Назначение и № состава

Размер частиц, мм

Количество,

% по объему

Речной песок для нижнего слоя грунта

2,5. ..1,2

0,2. ..0,6

0,15. ..0,3

Мельче 0,1 5

40

45. ..35

10. -.20

5

То же для второго слоя грунта при трехслойной штукатурке

0,2. ..0,6

0,3. -.0,6

0,15. ..0,3 Мельче 0,1 5

45

30

20

5

Мраморный песок

для накрывочного

0,6. ..0,3

0,3. ..0,15

60

30

слоя штукатурки

Мельче 0,1 5

10

 

 

Первоначально на поверхность набрасывают обрызг толщи­ной не более 5 ммкаждый. Число слоев зависит от гладкости поверхности. Каждый слой разравнивают полутерком. Пос­ледующий слой наносят после подсыхания (побеления) пре­дыдущего.

Выровненный последний слой грунта процарапывают вол­нистыми горизонтальными линиями глубиной 2 ммс рас­стоянием между ними 30 мм. Штукатурный грунт выдер­живают 12 дней, смачивая его водой 2-3 раза в день, а в жаркую погоду, кроме того, прикрывают влажными рого­жами или мешковиной.

Лицевой слой штукатурки наносят общей толщиной 10-12 мм, наращивая в 2-3 приема с толщиной каждого слоя около 5 мм. При применении для лицевого слоя растворов с мраморной пудрой общая толщина слоя дож-па быть 2-3 мм.

Не менее важным условием успешной росписи является, и нанесение краски на мокрую штукатурку в тот ко­роткий промежуток времени, пока раствор еще не «схва­тился» и свободно впитывает ее. Такой раствор художни­ки-монументалисты называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, а главное — как только ход кисти теряет плавность, и краска перестаёт впитываться, надо заканчивать работу.

Таким образом, с одной стороны, эта техника не терпит спешки, а, наоборот, требует погруженности и сосредото­ченности, полного внимания к себе хотя бы потому, что не­обходимо постоянно следить за поверхностью стены. С дру­гой же стороны, главное условие фрески — как уже упоми­налось выше, писать по сырому — не дает возможности и медлить. По крайней мере, совершенно очевидно то, что ни в коем случае нельзя одновременно работать над большими площадями.

Художник должен воплотить свой замысел в материа­ле быстро, ловя считанные мгновения. Ибо специфика работы состоит в том, что писать фреску можно только на втором слое и всего в течение 6-12 часов, пока он остается сырым. Сырым настолько, чтобы краски не рас­плывались. Но при этом штукатурка не должна быть и слишком сухой.

В процессе высыхания штукатурки кристаллы извести «прорастают» через слой пигментов, таким образом, очень прочно закрепляясь на поверхности стены. Проще гово­ря, штукатурка и краски становятся единым целым. Этим и объясняется неимоверная долговечность фресок.

Для создания фресок используются материалы только природного происхождения: натуральные красящие ве­щества, клеи па растительной или животной основе, льняные холсты. Краски, используемые при создании фресок, не вступают в химические соединения с извес­тью. Это натуральные земляные пигменты (охра, умб­ра); марсы, синий и зеленый кобальт и т. п.; реже крас­ки медного происхождения (голубец и др.); раститель­ные (индиго и баканы), киноварь. Синие и черные крас­ки наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Пигменты должны быть высокого качества, обога­щенные отмучиванием и обожженные до выгорания орга­нических примесей. Кроме того, они должны отличаться щелочестойкостью.

Помимо этого, пигменты должны иметь высокую тон­кость помола (дисперсность), обеспечивающую полное об­волакивание каждой частицы пигмента пленкой гидрата оксида кальция с последующим образованием сплошной пленки углекислой извести. До этого пигменты просеива­ют через сито № 0,071 и 0,06 с 6400 и 10000 отв./см2 соответственно.

Красочные составы для фресковой живописи готовят, пе­ретирая на чистой воде необходимые пигменты в примерном соотношении 1:3 (пигмент: вода). Внешний признак рабо­чей консистенции — стекание с приподнятой кисти 1-2 ка­пель. Пигменты для составов предварительно смешивают в сухом виде, точно подбирая по массе, ведя запись цветных компонентов и подбирая такое количество сухих смесей, которого должно хватить на всю работу. Одновременно уточ­няют количество воды для различных цветных примесей. Сухую пигментную смесь с водой смешивают из расчета од­нодневного использования, при этом заготовляют красоч­ные составы всех требуемых на данный день цветов. Такая подготовка обеспечивает непрерывность работы в течение всего дня. Готовые красочные составы хранят в чашках из фарфора. Затирают пигменты водой с курантом на мрамор­ной доске.

При фресковой росписи применяют кисти только с мяг­ким волосом, так как кисти с жестким волосом разрушают, свежую штукатурку, смешивая красочные составы с раствором накрывочного слоя, изменяя цвет. Для промы­вания кистей во время работы необходимо иметь посуду с чистой водой.

Некоторые пигменты, такие как охра красная, шунгит, гематит, практически совсем не изменяют цвет, та­кие же краски, как лазурит, глауконит и др., при высы­хании очень сильно светлеют. Поэтому мастер должен учитывать особенности работы с каждым пигментом и предвидеть конечный результат. Нужно помнить также, что тускнеет цвет и при использовании большого количе­ства красочных слоев.

Пигмент

Киноварь

Сиенажженая

Охра

золотистая

Зелень

цинковая

Ультрамарин

Лазурь

железная

Перекись

марганца

Перекисьмарганца

Бордо

Темно-коричневый

Темный

Серовато-

коричневый

Темный

серовато-

зеленый

Черный

с синеватым

оттенком

Темно-синий

Черный

Лазурьжелезная

Темный

красновато-

коричневый

Темно-коричневый

с оливковым

оттенком

Серовато-зеленый

Зелено-голубой

Синий

Сине-голубой


-----------------------

Ультрама­рин

Коричневато-

красно-

фиолетовый

То же самое,с вишневымоттенком

Серовато-

желтовато-

зеленый

Мутный

синевато-

зеленый

Синий с

фиолетовым

оттенком


------------------------


 ---------------------

Зеленьцинковая

Красновато

серый

Серый

Желто-

зеленый

мутный

Светло-зеленый

-------------------------

-------------------------

----------------------

Охра

золотистая

Мутный

оранжевый

Желто-коричневый

Светло-желтый

 

 

 

 

 

 

 

 

Сиенажженая

Кирпично-красный

Коричневый

с красным

оттенком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киноварь

Ярко-красный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор цвета, декоративная колеровка потолка и стен в интерьере — ремесло не менее древнее, чем искусство роспи­си. Более того, в их основе лежит сходство технических приемов, одни и те же материалы. Приступая к работе, художник непременно должен решить вопрос цветовой гам­мы стен. Пренебрежение этим вопросом чревато потерей цен­ности панно. Главными критериями при выборе колера, как правило, являются стилистические установки архитектора, назначение помещения, степень его естественной освещенности, размеры, соотнесенность со смежными комнатами и прочими помещениями. Приемов, позволяющих разнообраз­но обыграть приятные особенности архитектуры или, на­оборот, замаскировать некоторые ее недостатки, великое мно­жество. И только от мастерства художника зависит, на­сколько они будут совершенны. В помещениях, куда не проникает естественный свет, решить проблему восприятия пространства только лишь путем подбора цвета стен и по­толка нельзя, здесь необходимо позаботиться о правильной организации искусственного освещения.

Выполнению росписи предшествует ряд подготовитель­ных работ. После того как решена окончательная компо­зиция росписи и выполнен ее эскиз, делают ряд этюдов в соответствии с; эскизом, тщательно изучают детали рос­писи, которые помогут быстрому исполнению фрески, ис­ключая погрешности.

Затем делают картон — вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию. Картон выпол­няют в масштабе будущей росписи и в соответствии с ранее выполненным эскизом. Готовый картон устанавливают на место, подготовленное под фресковую роспись, определяют взаимодействие композиции будущей фрески с характером и пропорциями здания, создавая тем самым возможность своевременного внесения тех или иных исправлений. При больших размерах росписи, когда она не может быть вы­полнена в течение дня, рисунок фрески расчленяют на не­сколько участков. Членение делают по контурам отдельных деталей композиции, стремясь к тому, чтобы шов был ма­лозаметным, сливался с линиями рисунка.

Контуры расчлененного рисунка переносят на поверхность двумя способами. Когда картон не предполагают сохранить, его разрезают по границам членения на отдельные выкрой­ки, которые и прикладывают по мере надобности к расписываемой поверхности, определяя ежедневные границы роспи­си и необходимую площадь свежего накрывочного слоя для росписи на следующий день. Если картон необходимо сохра­нить, с него снимают кальку, перенося на нее линии члене­ния на отдельные участки, а иногда и отдельные линии ри­сунка. По линиям членения рисунка делают проколы, и, используя кальку как трафарет для припороха, переносят тампонированием рисунок на поверхность. Для тампонирования применяют сухие пигменты: порошок угля, охру.

При тщательно приготовленных трафаретах в отдельных случаях можно выполнять и объемные фресковые орнамен­тальные росписи.

Техника.

Накануне росписи, обычно во второй поло­вине дня, необходимый участок грунта, смоченный в те­чение первой половины дня несколько раз водой, накрывают раствором общей толщиной 10-12 мм, наращивая послойно в 2-3 приема и отделывая верхний слой затир­кой. На другой день, проверив прочность поверхности накрывки, приступают к росписи. Как только участок росписи, намеченный на данный день, накопчен, присту­пают к обрезке до грунта излишне наложенного накрывочного слоя точно по шаблону (выкройке) ножом с ко­ротким и острым лезвием. Отметив по шаблону с некото­рым запасом участок росписи следующего дня, по хоро­шо смоченному грунту наносят накрывочный слой, избегая повреждения ранее сделанной росписи, и прикры­вают его влажной мешковиной.

Таким образом, нужно иметь в виду, что работа живо­писца должна быть строго согласована с работой штука­тура. Надо заштукатурить такую площадь стены, кото­рую успеет покрыть живописью художник до затверде­ния слоя.

На Руси было принято расписывать храмы в летний пе­риод, причем лишь через несколько лет после построения церкви, чтобы стены хорошо просохли. Начинали роспись с верхних частей здания и алтарей. Мастера наносили на стену грунт участком такого размера, который они долж­ны были покрыть живописью в течение дня, пока грунт сырой. Обычно это была одна композиция чтобы дневной шов - место примыкания следующего участка грунта — пришелся на декоративную рамку, обрамляющую живо­писную сцену. Как правило, это была площадь 6-9 м2.

Художники наносили грунт, заглаживали его поверх­ность, размечали вертикальные и горизонтальные линии, уточняя место изображения на степе. Затем делался пред­варительный эскиз всей композиции, который выполнялся жидкий краской (желтой, красной, коричневой или чер­ной). Иногда основные линии эскиза усиливали графией.

Затем мастера покрывали нимб и всю голову святого охрой и поверх нес накладывали серовато-зеленый тон. По нему в два приема писали более светлые выпуклые части: сначала светло-желтой краской, затем известковали белилами.

Рисунок лица выполнялся сначала красно-коричневой краской (обводка глаз, носа, бровей), потом темно-зеле­ной, почти черной. Аналогично писались и одежды: по основному топу (зеленому, розовому, синему) проклады­вались широкие полосы пробелов. Тени выполнялись красной краской. Если возникала необходимость, ху­дожник прорисовывал детали и поверх высохшей штука­турки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что фрес­ковая работа требует от мастера очень высокой квалифи­кации, твердости руки, верного и точного глазомера. Мож­но говорить о том, что у мастера, пишущего фрески, право на ошибку отсутствует, так как написанное исправить невозможно.

Сама техника письма заставляет прибегать к лаконич­ному художественному языку и пользоваться традицион­ными, веками, отрабатывавшимися приемами.

В наше время фреска находит широкое применение в ху­дожественном оформлении интерьеров и экстерьеров, по­зволяя создавать исторические стилизации, обыгрывать пространство согласно единому художественному замыслу. В интерьере она выполняет ту же роль, что и произведе­ния живописи, позволяя решить дизайн помещения в утон­ченном и изысканном стиле.

Помещения, в которых человек проводит значитель­ную часть жизни, не всегда, к сожалению, такие, о каких он мечтал. Они могут быть как слишком тесными, так и, напротив, громадными и неуютными. Проблему совершенствования пространства для жизни можно легко решить путем использования несложных, но очень эффективных методов оптической коррекции помещения, создания ил­люзии изменения размеров комнаты при помощи света, цвета, форм и материалов.

Создание живописных настенных и потолочных «обма­нок»— это всегда актуальный декораторский прием, тра­диция, уходящая корнями в античную Грецию и Рим. Бе­зотказно действующее средство, когда необходимо зритель­но расширить границы помещения — фреска, которая по­зволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желан­ный интерьер.

Изобретение техники росписи стен в виде «фресок-обма­нок» исторически приписывают древнеримскому зодчему Се­веру, прибегавшему к визуальным мистификациям. Они воспри­нимались более чем натурально и вводили в заблуждение вся­кого их созерцающего. Казалось, что нарисованные дальние дали, есть не что иное, как продолжение помещения. И оно не заканчивается стеной, а мчит в виртуальные пространства. Если же не одна, а несколько стен интерьера были пейзаж­ными - возникало ощущение необъятного простора, даю­щего возможность хотя бы мысленно «разгуляться». Как видно, с тех пор проблема дефицита жилых площадей по-прежнему сопровождает человечество - обман зрения все так же остается популярным. Только теперь и способов побольше, и техники побогаче. Непременное для всех спосо­бов условие — вид должен изображать пейзажные дали, спо­собные уводить как можно дальше... Эффектное сочетание предметов реальных и нарисованных может стать главной изюминкой интерьера.

Фреска способна полностью преобразить интерьер. С ее помощью стены помещения как бы по мановению вол­шебной палочки раздвигаются, и появляется возможность, не выходя из стен здания очутиться, например, в дивном античном саду, покрытом росой...

Не менее прекрасно, проснувшись утром, оказаться не в обычной комнате с поднадоевшими обоями, а, скажем, на солнечном морском побережье, где со скал слетают в бушующую морскую пену чайки, а прибрежную зону ук­рашают диковинные растения.

Фрески, которые не создают иллюзию пространства, не «разрушают» плоскость стены, хорошо смотрятся в минималистичных интерьерах. Они стилизованны, декора­тивны, с изысканным силуэтом линий, часто с использо­ванием рельефов-фактур.

Стилистика фрески выбирается и предлагается, в за­висимости от эстетических вкусов и пожеланий клиен­та, предназначения помещения, а также его фирменного стиля. Среди сюжетов картин преобладают классичес­кие пейзажи, натюрморты, животные, орнаменты, древ­негреческие и древнеримские мифологические персона­жи.

Поскольку рисунок наносится вручную, точное воспро­изведение каталожного образца невозможно. Таким об­разом, каждая фреска приобретает свои неповторимые нюансы и становится уникальным творением. Суть зак­лючается в слиянии дизайна интерьера, живописи, де­кора, уюта, игры света и тени. По желанию заказчика готовое изображение может быть специальными приема­ми слегка позолочено, «состарено», может быть имити­рован откол росписи, а для придания глубины покрыто воском, чтобы создать атмосферу эпохи Возрождения.

С успехом применяются фрески и в оформлении потол­ков. Подсветка используется для того, чтобы сделать ра­боту более выразительной, и в зависимости от освещения она приобретает различный колорит и рисунок.

Размеры фресок могут быть любыми, от нескольких десятков сантиметров до десятков метров. Можно выб­рать фреску по каталогу или стать автором оригинально­го сюжета и заказать фреску по собственным эскизам.

Рожденная классикой роспись перешагнула ее границы. Сегодня она встречается не только в интерьерах, выпол­ненных в стиле барокко, рококо, классицизма или ампи­ра. Современная архитектура тяготеет к эклектике, поэто­му интерес к росписи растет. Современный жилой инте­рьер от так называемых евроремонтов возвращается к клас­сике. А где классика там и живопись, в том числе — живопись ни стенах и потолках. Однако, к сожалению, мастеров, способных профессионально и стильно работать в технике фрески, — единицы. Оформление стен под силу лишь профессионалам. И оно становится на порядок слож­нее, если в интерьере планируется еще и роспись потолка.

Хорошо «сделанная» стена может удивительно «рабо­тать» при разном освещении. Если сотворенное простран­ство подлинно, в нем хочется находиться долго, оно спо­собно дарить радость, новизну бытия, заряжать энерги­ей. И сколько бы десятилетий ни простоял ваш дом, его фрески будут жить, и дарить вам радость.