Евгения Яремчук - Фирменный стиль, Предметы интерьера, Наружная реклама
Энкаустика

Одним из наидревнейших видов художественной росписистен и потолков является энкаустика, что в переводе с гре­ческого означает «выжигать». Это вид живописной техники,при котором связующим краски веществом служит воск. Бла­годаря его малой химической активности и влагостойкости,произведения, выполненные в этой технике, сохраняют втечение многих веков первоначальную свежесть локальногоциста, плотность и фактуру красочного слоя. Восковая живопись с XIVп. дон.э. применялась в Древнем Египте дляокраски фасадом храмом. В Древней Греции к V в. до н.э.была выработана наиболее прочная технология — энкаусти­ки, когда сильно подогретые восковые краски наносились научасток основы раскаленной бронзовой лопаткой. В болеепозднее время энкаустика постепенно сменялась восковымикрасками на скипидаре (так называемый холодный способ) ивосковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел). Этитехнологии менее прочны, но и менее сложны в исполнении.

Расцвет энкаустиковой росписи пришелся на V в. до н.э.,а к XII в. н.э. его следы теряются. Известно, что в древней­шем эгейском искусстве в III в. до н.э. горячими растоплен­ными восковыми красками расписывали корабли. Плигийописывает различные способы писать энкаустически, ука­зывая, что краска, полученная при помощи растопленного воска, обладает совершенно особой «прелестью и особым ма­териальным характером», которого нет ни у какой другойкраски.

Известно также, что в 1880-х годах в Египте в оазисе Файюм, недалеко от Каира, были найдены две тысячи лет про­лежавшие в песке портреты, названные позднее файюмскими, прибинтованные к ликам мумий. Они поразили мир сво­ей сохранностью и выразительностью. Эти портреты писа­лись, скорее всего, при жизни, и когда человек умирал, с целью сохранения души усопшего их прибинтовывали к - ликам мумий.

Настоящее время вносит свой коррективы, и энкаусти­ка сейчас применяется для росписи стен и аксессуаров ин­терьера. Процесс покрывания поверхности стен не являет­ся простым и дешевым, но зато является исключительно долговечным. Если вы — консерватор и не любите менять убранство своего дома, то роспись стен с помощью энкаус­тики — то, что вам нужно!

Секрет исключительной «живучести» энкаустики прост: - воск, являющийся основой краски, не растворим в воде и не поддается окислению. Ко всему прочему, воск в связующемкраски обладает свойством сжиматься и расширяться под воздействием тепла, не образуя при этом трещин. Будучи инертным к химическому составу пигментов, он практичес­ки не реагирует и с другими составляющими краски — мас­лами и смолами. Равномерно распределенный по всему объе­му краски, он защищает ее компоненты от взаимодействиядруг с другом, замедляя и приостанавливая процессы старе­ния и выцветания высохшего красочного слоя во времени, К слову сказать, в ХУП-ХУШ вв. мебель и резные панели в интерьерах покрывали воском, что придавало им приятныйблеск, подчеркивало структуру древесины и предохранялоее от влаги и разрушения.

Однако как раз по той причине, что настоящая энкаус­тика выполняется исключительно из натуральных мате­риалов, да к тому же приготовленных вручную, она неочень популярна в оформлении интерьеров, поскольку не является такой доступной, как, к примеру, декоративнаяштукатурка. Известно, что техника приготовления энка­устики в домашних условиях хоть и не очень сложна,однако требует некоторых познаний и в химии, и в живо­писи.

Необходимыми материалами для энкаустики являются:вышеупомянутый воск очищенный, смола (любая из пере­численных) — очищенная канифоль, даммаровая, пинии,мастичная и пихтовая; масло (любое из перечисленных) —льняное, ореховое, маковое, подсолнечное.

Для того чтобы очистить воск, его необходимо сначаларастопить в чистой горячей воде, в результате чего посторон­ние вещества (мед, пыльца и т. д.) останутся в воде. Затемвоск следует отбелить на солнце в течение 1—3 месяцев.

В целом энкаустические краски состоят из пигмента,воска и смолы или из пигмента, воска, смолы и масла.Масло применяется для того, чтобы при высыхании жи­вопись не белела и не потела.

В технике энкаустики совместимы разнообразные пигмен­ты — стойкие и нестойкие, ртутные и нертутные, те, чтонесовместимы в масляной живописи: берлинская лазурь сохрой, кадмий желтый с охрой, киноварь с кадмием, кино­варь с кобальтом фиолетовым. Дело в том, что, как ужеупоминалось выше, воск, обволакивая частицы пигмента,имеет особенность прекращать реакции окисления.

Пигменты, как и краски, можно разделить на органи­ческие и неорганические (колоранты, которые продаютсям специализированных магазинах). Типичными неорга­ническими пигментами являются белая двуокись титана,зеленая окись хрома и разнообразные желтые, красные ичерные пигменты окиси железа. В целом они устойчивы культрафиолетовому излучению. Они также защищают отультрафиолетового излучения органические связующие иобеспечивают хорошую укрывистость. К органическимпигментам относят охру красную (различных оттенков),киноварь, древесный уголь, лазурит, смальту, малахит ипр. Органические пигменты придают краске более насы­щенный цвет, чем неорганические, однако не обладаюттакой ультрафиолетовой устойчивостью, как последние.

Энкаустическую живопись можно выполнять горячими холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный -— тонкий. Горячий более дол­говечен.

Горячий СПОСОБ

Этот вид энкаустики одинаково применим как для внеш­ней отделки дома, так и для внутренней. Техника горячей

энкаустики является самой древней и самой прочной и былавыработана в Древней Греции в V в. до н. э. К сожалению,приемы и материалы античной энкаустики дошли до нас неполностью. Однако известно, что в те времена сильно подо­гретые восковые краски наносились на нагретый участок ос­новы раскаленной бронзовой лопаткой.

Итак, чисто отшлифованное сухое основание предвари­тельно покрывают тонким слоем расплавленного чистоговоска и проглаживают электрическим утюгом. Излишкивоска счищают с поверхности мастихином4, не повреждаяоснования. Под роспись наносят грунт. В зависимости отпористости материала-основы грунт под энкаустику быва­ет твердый или мягкий. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, плотные туфы, известковые и це­ментные штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, мра­мор, гранит, бетон, кирпич — твердой.

Мягкий грунт (г):

цинковые сухие белила — 10; пчелиный воск — 6; кани­фоль — 8.Твердый грунт (г):

цинковые сухие белила — 15; воск — 6; канифоль — 8,5.Способ приготовления.В фарфоровый тигель, установ­ленный на электрическую плитку, помещают канифоль,а после расплавления — воск. Затем состав перемешива­ют, вводят пигмент и опять тщательно перемешивают.

Грунтовку наносят в горячем состоянии кистью илищеткой, подогревая ее на электроплитке. Толщина грун­товки должна быть не более 1-3 мм. При неровных инедостаточно гладких поверхностях грунтовочный слойнакладывают вторично. Каждый слой грунтовки прогла­живают электрическим утюгом до получения совершенноровной и гладкой поверхности.

Перед началом росписи поверхность еще раз прогрева­ют (при помощи лампы инфракрасного излучения) и пи­шут по ней кистью подогретыми на водяной или песча­ной бане восковыми красками, подобно тому, как пишутводяными красками. Живопись, выполненная по подо­гретому основанию, не требует оплавления, вжигания,так как краски плотно ложатся на огрунтованную повер­хность и хорошо связываются с ней.

Восковая краска для внутренней росписи (г):

пчелиный отбеленный воск — 112; смола даммара —40; льняное масло — 25; сухие пигменты — в зависи­мости от цвета.Способ приготовления. В фарфоровой посуде расплавля­ют смолу, а затем воск. В готовый расплав вливают льня­ное масло, подогретое для обезвоживания до 110-120 гра­дусов. Состав хорошо перемешивают мастихином, послечего вводят пигменты необходимого цвета в соотношениипо массе 1:0,05 (пигмент:связующее).

Процесс варки длится 5-10 минут. (Краски лучше ва­рить в небольших количествах.) После того как получен­ная краска немного остынет, ее скатывают в шарики илипалочки.

Большое наполнение воска пигментом и смолой придаеткраске твердость. Как правило, готовят твердую и мягкуюкраску разных цветов и оттенков и раскладывают ее вфарфоровые или железные баночки. Перед применениемих подогревают.

Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым ла­ком, подогревая его до расплавления, после чего отполи­ровать мягкой льняной тряпкой до блеска.

Масляно-восковый лак для внутренних работ (г):

пчелиный отбеленный воск — 28-30; льняное масло — 6.Способ приготовления. Воск подогревают до расплавленияи вливают льняное масло, предварительно подогретое дляобезвоживания до 110-120 градусов. Состав хорошо перемешивают.

Холодныйспособ

Восковые росписи, выполняемые холодным способом, при­меняются только для внутренних отделок. Основанием слу­жат чисто отшлифованные штукатурки, деревянные и ка­менные поверхности. На подогретое основание наносят су­хие краски. После этого сплавляют их между собой и сгла­живают, несколько раз приближение к ним, например, па­яльной лампы (в старину для этого использовали жаровнис горячим углем). Чем сильнее краски оплавляются, темболее глубокий тон и блеск приобретает изображение и темдолговечнее становится.

Оплавление ведут слева направо, ярусами сверху вниз. Держать лампу следует не ближе 10 см и не дальше 25 см от обрабатываемой поверхности. Для: четкости штриха рисунка держат горелку дальше, для смягчения, легких подтеков ближе. Оплавлять энкаустику следует лишь в течение нескольких минут, но до тех пор, пока поверх­ность не заблестит. Сверху можно нанести масляно-восковый лак.

При этом способе краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя; или воды

Восковая краска (г):         

пчелиный отбеленный воск — 4-6; смола (мастикс, даммара, элеми) 4—8; очищенный скипидар — 16-24; пигменты — до рабочей вязкости.

Способ, приготовления. Расплавленный воск растворяют в 8—12 г скипидара. В отдельной емкости расплавляют смолу и растворяют ее также в 8-12 г скипидара. Оба состава смешивают и вводят пигменты, предварительно затертые на скипидаре до пластообразного состояния. Состав приготовляют с соблюдением правил техники бе­зопасности, исключая возможность воспламенения.

Эмульсионная восковая краска (г);

животный клей (40% -ный) — 20; пчелиный отбеленный воск —20; смола даммара — 40; нашатырный спирт (25%-ный) — 10; вода— 80-100; пигменты — до ра­бочей вязкости.

 

Способ приготовления. Готовят водный 40% -ный раствор животного клея, вводят в него воск и смолу и разогрева­ют до полного расплавления. Сняв с огня, добавляют нашатырный спирт, перемешивают до однородного сметанообразного состояния и разводят водой, вводя ее неболь­шими порциями, энергично перемешивая эмульсию. На эмульсии готовят краски, добавляя в нее пигменты, пред­варительно затертые на воде до пастообразного состоя­ния.

Эмульсия лучше сохраняется в неразведенном состоянии, поэтому готовить ее следует на весь объем работы, а разво­дить — по мере необходимости.